Тема | Дата | Ответил |
#ШАГОЛ | 4 марта 2018 00:42 | Гравилётчик |
Проба мануальной оптики... | 27 февраля 2018 09:37 | hohtk2 |
#МОСКВА и аэродромы МВЗ | 27 февраля 2018 03:27 | Гравилётчик |
#БАЛАНДИНО | 25 февраля 2018 22:16 | AeroEnot |
Фотооффтопики | 23 февраля 2018 16:14 | Egor |
#УЛЬЯНОВСК | 5 февраля 2018 11:53 | ilius |
Воздушный патруль. Чему учат современных штурманов |
1 октября возрожденному ЧВВАКУШу исполняется 77 лет. Корреспондент Slo-vo.ru провел несколько дней в военном вузе, нашел душу в профессии штурманов, научился любить самолеты и понял, почему молодые люди хотят построить карьеру в армии.
За забором
— Куда так спешишь, земеля? — тормозит меня в военном городке высокий жилистый парнишка. — Тебя тоже майор ждет? На контракт попасть хочешь?
Я мотаю головой и говорю что-то невразумительное, но это его устраивает. Парень закуривает и доверительно сообщает мне, что недавно «дембельнулся», а теперь хочет устроиться на контрактную службу в авиабазу «Шагол», потому что в вооруженных силах платят больше, чем на заводе.
Каждый день с взлетных полос этого аэродрома уносятся резвые бомбардировщики Су-24 и с оглушительным ревом разрезают небо над моим домом. Иногда по ночам. Шум, который они оставляют, тревожит сон ЧМЗ-овских аборигенов, в том числе и мой.
Через пару минут мы проходим мимо уставших солдатиков, охраняющих КПП в наряде, и попадем за забор. Его слова о сытости армии подтверждаются почти сразу. Большинство военнослужащих, с кем мне удалось пообщаться, пользуются айфонами и водят хорошие авто. Позже в курилке мне рассказали, что базовая зарплата офицера ВВС начинается с 40 тысяч рублей. За время службы эти цифры можно увеличить в три-четыре раза. Проблема с «квадратными метрами» у военных так же отпала. Через три года после подписания контракта офицер может взять квартиру в ипотеку, которую будет выплачивать государство.
Армейский день сурка
Холодный косой дождь предательски вылетает из темноты, как пули затаившегося снайпера. Холодно и сыро, на часах начало седьмого. Курсанты выбегают из теплых казарм и строятся на плацу. Впереди предрассветный кросс в условиях промозглой безжизненной осени.
Через 40 минут будущие офицеры факультета боевого управления авиацией возвращаются в казарму. Завтрак в половине восьмого, и времени в обрез. Нужно успеть «подшиться», «умыться», идеально (по уставу) заправить кровати-рабицы и пройти обязательный осмотр. Пока «муравейник» приходит в движение, я разглядываю забавный плакат, олицетворяющий безапелляционный воинский юмор. На нем фотография стриженного под 3 миллиметра солдатика в профиль и анфас. Под ней подпись: «ОБРАЗЦЫ причесок». Выбор действительно богатейший — можно подстричься наголо, наголо или наголо.
Завтрак в столовке оказывается на удивление вкусным. Плов с кабачковой икрой, хлеб с маслом, кофе с молоком. За соседним столиком замечаю одинокого темнокожего с красной повязкой «дежурного» на рукаве.
— Это варяг из Африки, — вводит меня в курс дела первокурсник Дима. — Тут есть отдельный взвод иностранцев. Они, кстати, по-русски нормально так шпрехают. Я как-то разговорился на зарядке с одним. Он признался, что это правительство отправило его в заснеженную Россию учиться.
Дима родился в Калужской области. Как и многие «новобранцы» ЧВВАКУШа, два года «оттрубил» в кадетке. Как и многие, пытался поступить на летчика, но не прошел офтальмолога. Чтобы управлять самолетом — требуется стопроцентное зрение.
— У меня была четкая цель: после выпуска полетать на истребителе, потом пересесть на военно-транспортное судно, а лет в 30 уволиться из армии и уйти в гражданскую авиацию, — загибает пальцы Дима. — Ну, чтобы там денег хапнуть. Грубо говоря, я хотел попробовать все — от «спорткара» до школьного автобуса, но не срослось. В принципе нормально, штурман тоже хорошая профессия. Жаль только, что подругу пришлось оставить в Краснодаре. Хорошая такая подруга была, — подмигивает он мне.
Дима, как и другие первокурсники, пока еще говорит о долге чужими словами. Чувствуется, что уроки командиров в кадетке и на курсе молодого бойца, не прошли даром. «Армия — это святая обязанность каждого защитника, это любить нужно, это престижно, это не каждому дано», — повторяют они. В первокурсниках еще кипит юношеский максимализм. Если отдадут приказ — они будут скидывать бомбы на головы террористов, американцев или других потенциальных врагов родины. Без колебаний и сожаления. А еще они, по собственному признанию, понимают, что образование в военном вузе — престижно и в какой-то степени элитарно. С момента поступления на их карточку ежемесячно «капает» две тысячи рублей. На втором курсе эти парни подпишут контракт и начнут получать стипендию от 12 до 25 тысяч рублей. Для многих из них карьера в ВВС — это путевка в жизнь.
Властелины дронов
ЧВВАКУШ был создан незадолго до второй мировой войны. Из стен вуза вышли 37 тысяч штурманов, которых раскидало от Калининграда до Владивостока. В 2009-ом учреждение, ставшее символом Челябинска, попало под скальпель реформ экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и прекратило существование. Курсантов передислоцировали в другие города.
Год назад новый министр Сергей Шойгу решил подарить ЧВВАКУШу второй шанс. Сейчас вуз существует, как филиал Военно-воздушной академии в Воронеже, но уже через год может получить самостоятельный статус.
Летом сюда зачислили около 300 человек. Планировали больше, но часть поступающих завалилась на ЕГЭ, часть отсеялась на медкомиссии, не пройдя барокамеру и окулиста.
Сегодняшние курсанты обучаются на штурманов (работающих, как в небе, так и на земле), а также на операторов беспилотных летательных аппаратов.
— Для нас это эксперимент, — объясняет начальник ЧВВАКУШа полковник Игорь Шведов. — Мы понимаем, что это перспективно, потому что в будущем беспилотники будут на вооружении каждой тактической единицы сухопутных войск — это, так называемые, боевые дроны. Их сейчас американцы в Афганистане внедрить пытаются, чтобы сохранить жизнь личному составу. Лет через пять такими беспилотниками будут управлять наши выпускники.
По словам полковника Шведова, в перспективе училище начнет сотрудничать со школами авиамоделирования.
— Там занимаются ребята, которые познают аэродинамику, понимают, как устроены летательные аппараты. Это и есть первый шажочек к профессии, — резюмирует он.
Американская угроза
На въезде в военный городок стоило бы поставить вывеску «Добро пожаловать в прошлое». Агитплакаты, оставшиеся с советских времен, игровые автоматы из 90-х в местной «наливайке» «Огонек», бюст Ленина в музее училища. Самолеты Ан-26 и Ту-134, на которых учатся штурманы, тоже кажутся допотопными «монстрами», которые почему-то не вымерли вместе с динозаврами. Внутри они «нашпигованы» механическими радиолокационными и навигационными устройствами. Куча ручек, лампочек, кнопочек.
— Тебе не кажется, что все это как-то несовременно? — спрашиваю я у пятикурсника Евгения Цыпашева на борту Ту-134 на высоте 6500 метров. Он только что выполнил учебное задание — сбросил практическую бомбу на полигон под Тюменью.
— Все эти навигаторы, смартфоны и планшеты работают от спутников, которые запускает Америка, — не задумываясь, говорит он. — В случае войны они отключат связь, и вся гражданская авиация не сможет летать по маршрутам. Потому что их диспетчеры лишатся связи. Да и любой электромагнитный импульс вырубит их электронику. У нас же наземные станции хоть и старенькие, но надежные, проверенные годами. Если даже спутниковой связи не будет, то мы все равно выполним боевую задачу.
— Ты что, правда веришь в войну с США? — уточняю я, устав от отголосков советской риторики о западной угрозе.
— Мы в армии никогда не исключаем возможность войны, это всегда будет актуально, — с серьезным видом отвечает Евгений. — Если, не дай Бог, случится вооруженный конфликт, то кто-то же должен страну защищать.
Со стороны работа штурмана кажется сложнейшим механизмом. Ты должен рассчитать не только маршрут, но и доставить самолет в нужную точку и в нужное время сбросить боезаряд. На борту учитывается куча нюансов — скорость ветра, снос авиалайнера, метеоусловия, влияющие на видимость. Штурман должен реагировать на все изменения в режиме онлайн. Чтобы справиться с этим, нужно быть либо хорошим математиком, либо японским роботом.
Через пару недель у Жени госэкзамены, потом выпуск и распределение. Он говорит, что хочет служить поближе к Западу. Например, в Крыму, где есть наша авиабаза Кача. Либо в Екатеринбурге на аэродроме совместного базирования — Кольцово.
— А есть ли в авиации понятие «идеальный самолет»? — задаю я ему глупый вопрос, но он быстро выкручивается.
— Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31. Резвая машинка, быстрее и выше всех. Круче, чем ее американский аналог. Если мне повезет, то я буду летать на нем.
Эпилог
В первый день я начинаю чувствовать характер самолетов, во второй — учусь любить их. Ан-26 — крепкий, но неповоротливый, пахнущий керосином, со свирепо ревущим двигателем и блистерами, похожими на скафандр. В них можно полностью засунуть голову и пялиться, как дома и автомобили превращаются в «карту» из географического атласа. Ту-134 — лайнер, напоминающий лебедя, изящный и надежный, с покачивающимися крыльями. Через его иллюминаторы ночной Челябинск похож на гигантского святящегося паука, собранного из миллиона диодных лампочек.
Когда мы летим, выпускник ЧВВАКУШа, молодой штурман лейтенант Александр Слоботчиков пихает меня в бок и говорит:
— Ты искал в нашей профессии душу? Видишь закат? Правда, красиво? А на земле уже ночь. В этом и есть романтика и душа…
— Знаешь, моя бабушка живет в Еманжелинске, над которым мы иногда пролетаем, — добавляет Саша. — Когда она видит самолет в небе, то говорит: «Вон мой внучек!» — и машет рукой. Честно, мне от этого осознания теплее становится.
Учеба в военном вузе представляется пятью годами в дне сурка. Ежедневные кроссы и вылеты, прыжки с парашютом, штудирование высшей математики и физики, знакомство с аэродинамикой и радиоэлектронными системами. А еще это жизнь в казарме с единственным увольнительным на неделе. Впрочем, никто из курсантов не жалуется. Они говорят, что готовы пойти на определенные лишения ради перспектив в ВВС. Штурманов не набирали в течение четырех лет. Когда в 2018-ом нынешние поколение курсантов выйдет из стен альма-матер, аналогов которой нет в стране, в армии наметится дефицит кадров. Поэтому многие уже сейчас верят, что их ждет хорошая карьера в авиации.
Автор текста: Василий Трунов
Фото: Валерий Звонарев, Дед-Чел (ChelTeam)
via www.slo-vo.ru
Комментариев: 7 Просмотров: 13051
Гость
Регистрация: --
Коментариев: 0 |
Комментарий #1 | 3 октября 2013 08:08
|
Такой трэшак, допотопное от бедности все а не от американских угроз, на всю страну несколько ракетоносцев летающих да заброшенные аэродромы на востоке,новой техники не предвидится, Скоро "по сапогу" прицеливаться будут и аргументировать как новейший метод боевого применения...
|
|
|
z25t
Регистрация: 12.03.2010
Коментариев: 223 |
Комментарий #2 | 3 октября 2013 10:15
|
ТАШ, это весьма спорное заявление )
денег сейчас выделяют. да и в кабинах у них Гармины лежат - на всякий случай )) Новенькие, дорогие. Сам видел )) но сами должны понимать на примере конфликта с Грузией - отключат пендосы GPS над Россией - и досвидос вашей навигации. Глонасс - это пока громкий "пшик" ))) |
|
|
Гость
Регистрация: --
Коментариев: 0 |
Комментарий #3 | 3 октября 2013 11:07
|
на что конкретно выделяют деньги? на зп и керосин? а где новая техника?
|
|
|
z25team
Регистрация: 6.04.2010
Коментариев: 37 |
Комментарий #4 | 3 октября 2013 11:19
|
*поглядел по сторонам и спрятал новенький ПАКФА обратно в гараж*
|
|
Гусь свинье не рак!!! |
z25t
Регистрация: 12.03.2010
Коментариев: 223 |
Комментарий #5 | 3 октября 2013 11:51
|
ТАШ, как где????
вы почаще к нам на форум заходите, смотрите фотографии с шагольских споттингов ) мало пока что - но ведь есть! и будет больше (очень надеюсь) |
|
|
Гость
Регистрация: --
Коментариев: 0 |
Комментарий #6 | 3 октября 2013 16:58
|
захожу каждый день, не видел новинок вооружения кроме выставочных которые начали разрабатывать в 80 годах 20 века и никак не могут запустить в серию,в шагле точно не было новинок кроме китайских,
ну выбирать не приходится надо летать на том ,что есть а штурманы пока и в будущем как операторы вооружения нужны будут лет 20-30 так что на их век хватит, если ресурс так и будут продлят по двигателям и планеру |
|
|
Гость
Регистрация: --
Коментариев: 0 |
Комментарий #7 | 23 октября 2013 22:11
|
Таш, тут как в автошколе- научись на том что попроще, а как научишься, то и сложная техника будет по зубам. То что сейчас стараются делать-уже хорошо. в 90-е и нулевые, вообще тишина была. Сейчас самолет это уже средство доставки вооружения в точку "глобуса" для пуска. А штурманы будут нужны всегда. А всянческие Жиприесы это только красивая картинка и средство вторичного контроля, а в случае его отказа- карта, линейка(в лучшем случае НЛ-10 и то, если умеешь пользоваться)))). Вот такие соображения. А специалисты и преподаватели в училище отличные. И техника хоть и "допотопная", а шею заламывает.))))
|
|
|
Информация |
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости. |