Тема | Дата | Ответил |
#ШАГОЛ | 4 марта 2018 00:42 | Гравилётчик |
Проба мануальной оптики... | 27 февраля 2018 09:37 | hohtk2 |
#МОСКВА и аэродромы МВЗ | 27 февраля 2018 03:27 | Гравилётчик |
#БАЛАНДИНО | 25 февраля 2018 22:16 | AeroEnot |
Фотооффтопики | 23 февраля 2018 16:14 | Egor |
#УЛЬЯНОВСК | 5 февраля 2018 11:53 | ilius |
Челябинский plane-spotting |
АДРЕНАЛИН
Они называют «Боинги» «бобиками», ИЛ-86 — «баклажанами», ТУ-134 — «свистками», а аэробусы — «арбузами». Они без отрыва смотрят «Полет на север» — фильм о реальном полете TУ-154, снятый из кабины экипажа. И хотя девушек на потом они тоже вроде как не откладывают, однако к самолетам испытывают все-таки особенную нежную любовь. Потому что «крылатые машины» и фотографирование оных — для них не просто увлечение, а определенно болезнь. Тысячам подобных «зараженных» интересом к гражданской авиации людей, разбросанных по всему миру, можно поставить диагноз «плейнспоттинг».
Увидеть и сфотографировать
Всемирная история плейнспоттинга берет свое начало в годы «холодной войны»: в то время добровольцы-авианаблюдатели записывали на всякий случай бортовые номера самолетов стран социалистического лагеря. После собирание бортов обратилось для многих из них в настоящее соревнование, в рамках которого авиалюбители стали фотографировать самолеты. Таких охотников до крыльев, наиболее активно начавших проявлять себя в конце 1980-х годов в Великобритании, Германии и некоторых других странах Европы, впоследствии будут названы плейнспоттерами, или просто споттерами (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»). Сегодня примерно полторы тысячи авиалюбителей регулярно дежурят в аэропортах мира наготове с фототехникой разной степени качества, в общей сложности несколько миллионов человек занимаются плейнспоттингом от случая к случаю. В России, по неофициальным данным, их всего несколько сотен. Главным образом, споттеры сосредоточились в Москве, где, по их мнению, самый богатый трафик, то есть велико и количество, и качество самолетов.
— «Домодедово» — это в своем роде мечта российского споттера, — говорит Антон Новоженов, челябинский плейнспоттер со стажем больше года. — Конечно, и такое обилие самолетов очень быстро надоедает, но альтернативы другой нет. В «Домодедово» самый богатый парк. Грубо говоря, там можно не слушать приемник, а просто наблюдать по три самолета сразу. Там есть очень удобное место рядом с полосой, на некотором возвышении; забор не мешает, все хорошо видно. Поэтому в Москве есть десятки клубов споттеров и клубов «симеров» (любителей компьютерного авиасимулятора — прим. авт.). А в Челябинске это движение нельзя назвать организованным — есть только одиночки, которые увлекаются споттингом и гражданской авиацией в целом.
Сфотографировать и получить нагоняй от ФСБ
Службы безопасности аэропортов с самого начала относились к споттерам с осторожностью и порой неприязнью. Случалось даже, гоняли.
— Одни знакомые ребятки, челябинские плейнспоттеры, решили отправиться на споттинг в «Баландино», — рассказывает Антон Новоженов. — Заехали с другой стороны поля и сделали одну важную ошибку — залезли на забор, который ограждает территорию аэропорта. Буквально через несколько минут появился милицейский УАЗик. И ребята, завидев охрану, сели в свою машину и совершили уже вторую ошибку — они стали по полю на своей «одиннадцатой» уезжать от милиции. Через несколько километров их догнали, с автоматами препроводили в аэропорт, а дальше у них состоялся разговор с ФСБшником. Ребята-то ничего плохого не замышляли, все честно стали рассказывать, показали снимки. Пришел уже начальник службы авиационной безопасности аэропорта и стал спрашивать: «Ну, зачем вы занимаетесь всякой фигней?» «Нам хочется», — ответили они. «Вот вам второй этаж, там и фотографируйте», — сказал начальник. «Но там мало видно. Нам бы на поле», — скромно заметили ребята. «Экскурсию вам устроить, что ли?» — спросил начальник. «Конечно!», — обрадовались парни в ответ. Но когда время пришло расставаться, и ребята переспросили насчет экскурсии, им сказали, что сейчас некогда. Мол, потом. Замяли, словом.
Впрочем, сейчас отношения между фотоохотниками за самолетами и охраной аэродромов установились более-менее спокойные. Пример тому недавно проведенный на территории «Домодедово» организованный слет плейнспоттеров, в течение которого сотрудники аэропорта в отличие от их челябинских коллег провели для участников сбора экскурсию.
— Все это делалось в рамках продвижения «Домодедово». Всех ребят под контролем и с охраной вывозили на поле, когда нужно — показывали статику (самолеты на стоянках). То же самое повторялось в октябре в «Кольцово», только там больше по «перрону» водили, запускали в ангар. Однако и это все было разовой акцией, — отмечает споттер Антон.
Тусовки под шашлычок
— Как вообще проходят сборы споттеров на Урале?
— В екатеринбургском «Кольцово» у нас, как правило, не столько споттерские сборы проходят, сколько тусовки совместно с пилотами авиакомпании «Уральские авиалинии», которые знакомы с нашим увлечением. Кто-то из них говорит: «Поехали!» — и в выходной день мы всей компанией отправляемся в аэропорт. Одни просто могут общаться, другие при желании занимаются споттингом. Периодически кто-то взбирается на холм, достает свой фотоаппарат и снимает, пока остальные сидят внизу и слушают переговоры по приемнику о том, что там творится в небе. О прилетах самолетов мы узнаем из онлайн-табло и этих переговоров, из позывных, которые определяют тип самолета и номер рейса. Все это проходит, как правило, под шашлычок.
— А как случился твой первый споттинг?
— Все началось с того, что мне попался в руки диск «Microsoft flight simulator 2002». Симулятор многие просто даже не воспринимают как игрушку — к нему относятся многие на полном серьезе. Есть ребята, которые занимаются на авиасимуляторе через интернет. Одни берут на себя роль диспетчера, другие — пилота. И среди таких симеров есть и 12-летние мальчики, и реальные командиры воздушного судна. Я в свое время тоже стал заниматься на симуляторе. Это было году в 2004-ом, далее пошло развитие темы гражданской авиации. Мы встретились с единомышленниками в Екатеринбурге, а оттуда отправились в аэропорт «Кольцово», на ближний приводной маяк 26-ой полосы, где есть прекрасно оборудованное место: мангальчик, бревнышки в низинке, а неподалеку позиция для споттинга — возвышение, с которого видно всю полосу, летное поле и то, как заходят туда самолеты.
Неуловимый «Эль-Аль»
Марка самолета для споттера — это не просто идентификационный номер. Это определенно повод для гордости: чем больше разных и редких бортов, тем более эксклюзивными считаются снимки.
— Мечта споттера — поймать самый большой самолет. Он одновременно и будет самым красивым, — говорит Антон Новоженов. — Кстати, надо отметить, что для занятия споттингом техника не так важна. Я познакомился с ребятами из Сургута. Один из них снимает на обычную цифровую «мыльницу», и у него получаются кадры ничем не хуже.
— А на какой самолет сложнее всего охотиться?
— Самый хит — это израильская авиакомпания «Эль-Аль», у которой очень высокие требования к безопасности полетов. Перед тем, как в «Домодедово» на посадку заходит самолет этой компании, в порту проводится внеочередной осмотр полосы. Все наблюдатели, все службы усиливают бдительность, а споттеры в это время дружно прячутся в кусты, которые находятся неподалеку от холма, с которого ведется съемка. Однажды мой знакомый показал мне этой место. Мы смотрели в небо, и приятель издалека узнавал по раскраске те или иные самолеты. И вот он говорит мне: «Так, в 12.05 будет заходить «Эль-Аль». Прячемся!» Мы дождались самолета и залегли в кустах. Оказалось, не «Эль-Аль». Второй раз мы спрятались уже от джипа, который ездил по территории аэропорта и следил за обстановкой. В третий раз снова не узнали самолет. Наконец, когда пролетел «Эль-Аль», мы только дождались, чтобы нас не видно было из пилотской кабины и тут же поднялись из кустов, достали свою аппаратуру с большими объективами и стали снимать. Когда в «Домодедово» был организованный споттинг, и всех выводили на позицию рядом с полосой, в тот момент, как прилетел такой израильский самолет, всем сказали даже: «Ребят, а теперь давайте поснимаем статику». И увели в другое место. То есть очень жестко все с «Эль-Аль». Весь персонал этой компании проходит антитеррористическую подготовку, питание у них идет отдельно. Когда я ждал возле терминала, то видел, как между полосой и аэропортом курсировал отдельный микроавтобус «Эль-Аль».
Такая игра в шпионов за самолетами может иметь довольно серьезные последствия, чреватые не только встречами с сотрудниками ФСБ. Именно споттеры помогли установить местоположение тайных тюрем ЦРУ, которые появились после терактов 11 сентября. Так, в 2003 году один из авианаблюдателей в Кабуле зафиксировал момент сопровождения заключенного в серый «Боинг», который был маркирован только номером. Прочие знаки, в том числе указывающие на национальную принадлежность, на борту отсутствовали. Несколькими часами позже посадку этого самолета зафиксировали русские плейнспоттеры, далее — польские. Авиаохотники стали следить за бортом и передали данные в международную правозащитную организацию. Под давлением этих фактов США были вынуждены признать наличие «черных площадок».
Место встречи изменить нельзя
Международный сайт плейнспоттеров — airliners.net — основан в 1997 году и включает в себя большую фотогалерею, форумы, статьи про самолеты и историю авиации. Ежедневно этот ресурс посещают около 200 000 человек. Фотобанк сайта содержит более миллиона фотографий, каждая из которых перед публикацией проходит утверждение редакторами, что позволяет, по словам владельцев сайта, «поддерживать высокий уровень качества материала».
Анастасия БОГОМОЛОВА
Фото Антона Новоженова
http://www.gazetachel.ru/culture/razdel.php?razdel=5&id=200
Комментариев: 0 Просмотров: 13109
Информация |
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости. |