Пассажиры рейса №902 авиакомпании Korean Air Lines (KAL), вылетевшие 20 апреля 1978 года из Парижа в Сеул, возможно, до сих пор толком не знают, почему и как вместо промежуточной посадки в Анкоридже их самолет оказался на льду лесного озера в Карелии. Но те из них, кто еще жив, должны поднять бокалы за своего пилота: это он тридцать лет назад вывез их с того света. Правда, не всех.
Вылетев из Парижа и взяв курс на север, Boeing 707 пересек Ла-Манш, благополучно миновал Великобританию, но на траверзе Исландии неожиданно сошел с воздушной трассы, пролетел над Шпицбергеном и, еще раз довернув вправо, направился в сторону Кольского полуострова. Дуга у капитана Кима получилась с радиусом под две тысячи километров — такое впечатление, что спали все, включая автопилот.
От воздушной трассы рейс KAL-902 отклонился на траверзе Исландии и, довернув, фактически лег на обратный курс. Единственным человеком, заподозрившим в этот момент неладное, был пассажир Боинга Кишио Отани. Посмотрев в иллюминатор, он удивился тому, что арктическое солнце светит не с той стороны, но не придал этому значения и спокойно уснул...
Первую свечку своим богам пассажиры должны поставить за то, что их самолет не уничтожили зенитной ракетой еще на подлете к Мурманску. Дело в том, что Boeing 707, шедший в тот момент на высоте 9000 метров, как две капли воды похож на натовский разведчик RC-135, а решительно действовать против летающих шпионов советских генералов научила история с пилотом самолета Lockheed U-2 Фрэнсисом Гарри Пауэрсом, сбитым над СССР 1 мая 1960 года.
Выпусти наши ракету «земля-воздух» — и Boeing 707 развалился бы на молекулы. По словам полковника Евгения Гробовского, дежурившего в тот вечер на аэродроме 5-й дивизии ПВО в Подужемье, вместо зенитной атаки командование ПВО организовало «зачистку» воздушного пространства по плану «Ковер», когда воздушные суда вне зависимости от типа и ведомственной принадлежности обязаны совершить срочную посадку на ближайшем аэродроме. На перехват цели поднялось звено истребителей Су-15ТМ. Первым к нарушителю приблизилась «сушка» капитана Александра Босова.
Доложив на землю, что перед ним гражданский борт, Босов встал на параллельный курс, покачал крыльями, посигналил бортовыми огнями и, пересекая курс нарушителя, плавно отвернул в сторону — на авиационном «эсперанто» это означало приказ следовать за самолетом-перехватчиком. Но корейский пилот «включил дурака»: делая вид, что не понимает сигналов, он повернул в сторону Финляндии. Скорее всего, военный летчик Ким Чанг Кью, в свое время сражавшийся с нашими МиГами во Вьетнаме, попытался удрать на сопредельную территорию.
RC-135 Rivet Joint - самолет радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения. Помимо лётного экипажа, на борту такой машины работало 25-30 операторов. Является модификацией Boeing KC-135 Stratotanker, реактивного многофункционального военно-транспортного самолёта, спроектированногов начале 1950-х.
Бывший командующий 10-й отдельной армией ПВО генерал-полковник Владимир Дмитриев(на фото), отдавший приказ открыть огонь по нарушителю, признается:
— Я и сейчас уверен, что самолет надо было сбивать. Но попробуйте-ка взять на себя такую ответственность…
А был ли у командарма выбор? Если бы Boeing 707 удрал в Финляндию, то военный пенсионер Владимир Сергеевич Дмитриев вряд ли носил бы сейчас генеральский мундир…
Выполняя приказ, Босов открывает огонь по лайнеру, но пассажирам везет во второй раз: ракета с тепловым наведением игнорирует сопло двигателя и попадает в консоль левого крыла. После взрыва оно становится на три метра короче, а осколки повреждают гидроприводы и пробивают фюзеляж. Разгерметизация на высоте девять километров — это смерть, и пилот Ким Чанг Кью это знает: он быстро снижается.
Взрывом ракеты была оторвана консоль левого крыла:
Поражающие элементы боеголовки ракеты разрушили гидросистему и повредили левый крайний двигатель:
Тем временем оторванный взрывом кусок крыла Боинга операторы РЛС принимают за новую цель — крылатая ракета, бомба? — и наводят на нее перехватчик старшего лейтенанта Сергея Слободчикова. Пуск! Ракета с радиолокационным наведением разносит обломок в пыль.
А что Boeing? На какое-то время «охотники» его потеряли, а затем вновь обнаружили «хромающим» на высоте двести метров вдоль железной дороги мурманского направления. Расстреливать два раза уставы не велят? Капитан Анатолий Керефов, заметив вытянутое озеро, дает нарушителю крайний шанс. Перехватчик включает посадочные фары и, обозначив «раненому» лайнеру глиссаду, занимает позицию над Боингом. На этот раз Ким Чанг Кью понял команду с первого раза: сделав заход со стороны мурманской трассы, пассажирский самолет коснулся подтаявшего снега и, проскользив около пятисот метров по льду, замер на опушке леса.
Но выжили не все. Осколками ракеты, выпущенной с истребителя Александра Босова, убило двоих пассажиров, 13 были ранены, а уцелевшие при атаке получили баротравмы.
Первая поисковая группа добралась до самолета через два часа. Рассказывают, что поднявшихся на борт самолета едва не свалила с ног жуткая смесь из запахов алкоголя, табака, крови и экскрементов…
Обратите внимание на след самолета: пилот Ким Чанг Кью садился на лед с выпущенным шасси. В момент остановки нос Боинга выкатился на берег. Снимок сделан 21 апреля 1978 года с военного вертолета.
Реакция на ночные события в карельском небе последовала утром. В сообщении ТАСС на страницах «Правды» говорилось, что самолет корейских авиалиний нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на озеро в Карелии. Понятно, что зарубежные «голоса» тут же закричали, что «советы» расстреляли беззащитный гражданский борт.
Но вот что любопытно: дипломатического скандала не последовало! Потому что рыльце было в пушку и у тех, и у других. Корейский Boeing действительно вторгся в воздушное пространство СССР, а его экипаж не выполнил требований самолетов-перехватчиков, подвергнув риску ни в чем не повинных пассажиров. Советский Союз, в свою очередь, нарушил международные соглашения, запрещающие атаковать гражданские самолеты. А записи радиопереговоров летчиков, сделанные обеими сторонами, не могут найти ни российские, ни американские военные историки...
Несколько дней пассажиры рейса KAL-902 провели в гарнизонном Доме офицеров города Кеми, где получили медицинскую помощь, а затем вылетели в Хельсинки. Тем же рейсом из СССР отправили и груз-200. Экипаж увезли в Москву, однако после следственных действий и признания корейцами вины отпустили на родину. СССР предъявил Южной Корее счёт на 100 тыс. долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Самолёт был разобран на части — авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации.
Тем временем на берегу озера Корпиярви кипела работа. В палаточном городке рядом с самолетом побывали представители всех авиационных КБ. С Боинга сняли аварийную радиостанцию, демонтировали систему слива топлива, вырезали образцы сотовых наполнителей крыла, а оставшийся металлолом вывезли вертолетами. Не исключено, что какой-то из трофеев принес пользу нашему авиастроению, но совершенно точно, что иностранный самолет занес на землю Карелии вирус западной культуры. Выпотрошив пассажирский салон, офицеры вкусили дым сигарет Marlboro, открыли для себя журнал Playboy и попробовали кока-колу. Смешно? А вспомните-ка 1978 год — что курили, что пили… А картинки такие видели?
Рассказывая о гастрономических открытиях, вертолетчики аэродрома Подужемье посмеиваются над собой:
— Помню, банку пива минут двадцать открыть пытались… В конце концов поступили как со сгущенкой — пробили банку в двух местах отверткой и выпили.
Вот такая история корейско-карельского рейса 902.