АКТИВНЫЕ ТЕМЫ:
Тема | Дата | Ответил |
#ШАГОЛ | 4 марта 2018 00:42 | Гравилётчик |
Проба мануальной оптики... | 27 февраля 2018 09:37 | hohtk2 |
#МОСКВА и аэродромы МВЗ | 27 февраля 2018 03:27 | Гравилётчик |
#БАЛАНДИНО | 25 февраля 2018 22:16 | AeroEnot |
Фотооффтопики | 23 февраля 2018 16:14 | Egor |
#УЛЬЯНОВСК | 5 февраля 2018 11:53 | ilius |
Прикоснуться к легенде |
ОБЗОРЫ, ФОТООТЧЕТЫ
23 июля 2014
Мечтам свойственно сбываться.
В аэропорту Емельяново есть место, неизбежно манящее любителей отечественной авиации - это Учебная Авиационно-техническая база Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) им. академика М.Ф. Решетнёва. Территория закрытая от посторонних глаз, и попасть туда никогда особой надежды не было. Однако, недавно звезды сжалились над тремя одержимыми авиафотографами. Общими усилиями пресс-службы и администрации аэропорта, а также при активном содействии ребят с Факультета гражданской авиации и таможенного дела нам удалось не только побывать в этом музее под открытым небом, но и поприсутствовать при запуске двигателей ТУ-154.
Интересно?
Сразу предупреждаю, репортаж получился большой: по плану мы заберёмся наверх ко второму двигателю, сползаем в задний техотсек по следам фильма "Экипаж", пройдемся по салонам, посмотрим запуск двигателей снаружи и внутри, а также работу механизации крыла. Будет много детализации и матчасти.
Итак, главным героем сегодня у нас будет Ту-154Б-1 RA-85165 год выпуска -1976.
1
KrasAir (AirUnion)/СибГАУ | ТУ-154Б-1 | RA-85165
От рождения это "Бэшка", доработанная до модификации Б-1.
В 80-е годы самолёт носил на борту символику Олимпийских игр в Москве.
Борт совершил свой крайний рейс в Норильск. По прилёту - встал на хранение в Емельяново, а в 2003 году был передан в УАТБ СибГАУ.
Силами студентов и преподавателей университета самолёт содержится в отличном техническом состоянии и будет готов к полёту при минимальном объеме технического обслуживания и проверок.
В рамках летней практики студенты Факультета гражданской авиации совершенствуют свои знания и навыки в работе с материальной частью самолёта, в программе практики помимо всего прочего - запуски двигателей. Запуски выполняются студентами самостоятельно, под руководством преподавательского состава.
С чего начинается общение с самолётам? Правильно, с расчехления двигателей. Силовые установки на Ту-154 расположены высоко, простой стремянкой не обойдёшься. Чтобы добраться до воздухозаборника второго двигателя применяется вот такая сложносочинённая стремянка с гидроприводом, именуемая в обиходе "гусь".
2
3
Поверх Красного знамени когда-то был нанесён, а позже смыт Триколор
4
А поверх эмблемы Аэрофлота был наклеен логотип KrasAir
5
Чехлы сняты
6
Самолёт заземлён
7
Внешнее питание подключено
8
9
Не забываем, что перед нами самолёт модификации Б-1 с более старыми и прожорливыми двигателями НК-8-2У.
Тяга одного двигателя на взлетном режиме - около 10,5 тонн
10
Турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8-2У
Здесь нет привычных глазу створок реверса, как на Ту-154М с двигателями Д-30-КУ-154, зато есть вот такое реверсивное устройство. Реактивная струя при торможении направляется под 45 градусов вверх и вниз по ходу движения самолёта.
Аналогичную картину можно увидеть на Ил-62 с той лишь поправкой, что там стоят НК-8-4 с бОльшей тягой
11
Пока гусь на месте - ползём наверх!
Вид сверху - он конечно всегда лучше
12
Но прежде всего это уникальная возможность заглянуть в тоннель второго двигателя.
13
14
15
16
С любого ракурса Полтинник удивительно изящен
17
18
19
В мотогондолах тем временем идут последние проверки:
20
Пока есть немного времени - заглянем в хвостовой технический отсек, там много интересного:
21
Это огнетушители системы пожаротушения двигателей: 6 баллонов, или 2 очереди на каждый двигатель. Очереди разряжаются бортинженером с пульта. Есть еще первая очередь, срабатывающая в автоматическом режиме, эти огнетушители расположены в другом месте.
22
Повторюсь, борт в отличном техническом состоянии, так что и система пожаротушения здесь не для "наглядного пособия", а заряжена и содержится в боевой готовности, чтобы в случае чего за секунды сбить в двигателе разбушевавшееся пламя
23
Здесь же под полом спрятались аккумуляторы
24
Из багажника наверх, ко второму двигателю ведет люк. Локация небезызвестная: помните как в "Экипаже" бортинженер Игорь Скворцов предлагает "прорубить гермошпангоут, выйти в хвостовой отсек, попасть в канал воздухозаборника и через него добраться до трещины и попытаться вернуть на место задравшуюся обшивку"?
Гермошпангоут мы рубить не будем, но в остальном же маршрут к спасению самолёта можно оценить.
25
В отсеке - многочисленные электронные блоки и автоматы защиты. Сверху - канал второго двигателя и тот самый, ставший легендарным благодаря первому советскому фильму-катастрофе люк канала воздухозаборника. Его можно увидеть и на 13 фото, стоит только присмотреться
26
На деле миссия, конечно, практически невыполнима, ибо не только набегающий поток воздуха и холод, но и весьма скромный размер лаза, а также вращающиеся с чудовищной скоростью лопатки компрессора двигателя не оставили бы герою никаких шансов.
27
За спиной - многочисленные гидромагистрали и жгуты электропроводки. Тросы-тяги через систему блоков уходят от РУДов прямо в двигатели.
28
Матчасть конечно дело интереснейшее, но ребята уже готовятся к запуску, так что заглянем в кабину:
29
Практика проходит под чутким руководством преподавателя Василия Васильевича Очкина: во многом именно благодаря ему съемка стала возможной. Спасибо!
А еще очень приятно было наблюдать за работой настоящего Профессионала, знающего и любящего самолёт, и, что немаловажно, умеющего показать своим примером и научить новое поколение грамотных авиационных инженеров.
30
В кабине начинается подготовка к холодной прокрутке двигателей. Объективный контроль никто не отменял, поэтому обновляем данные на индикаторе текущего времени ИТВ и пульте бортового параметрического самописца МСРП-64. Никакой бутафории и работы "для галочки", переговоры и параметры работы оборудования исправно пишутся на магнитную ленту.
31
Контроль исправности системы пожаротушения двигателей
32
Беспрестанно крутятся галетники, выбирая группы датчиков для проверки, щелкаются тумблеры, загораются и гаснут табло. Работа на Ту-154 всегда немного похожа на магию. Ни на одной иномарке нет такого внушительного алгоритма проверки систем.
А вы смогли бы запустить движки на Туполе? Ребята вот - могут.
33
Ожидали увидеть большую красную кнопку ЗАПУСК?
Как бы не так, это самолёт, а не пусковая установка.
Результирующая кнопка, которая и дает команду стартеру скромно притаилась под дверцей на соответствующей панели.
В данном случае все готово к холодной прокрутке третьего двигателя:
34
Увидеть "живой" пульт бортинженера - теперь из обыденности это становится настоящей удачей
35
Пока ребята готовятся - заглянем в салон
Первый пассажирский салон во вполне себе достойном состоянии
36
37
А вот второй салон - пуст.
Багажные полки в "Бэшке" еще открытые ,как в автобусе. А вот в "Эмке" их закрыли дверцами, как это сделано в большинстве самолётов. Оно, и эстетичнее и безопаснее, конечно.
38
Через люк на полу из второго салона можно попасть во второй же багажный отсек.
Под полом - топливопроводы от расходного бака к двигателям.
39
В самом хвосте, у туалета обнаружились панели с автоматами защиты сети.
Перед конструкторами стояла задача уместить в самолёте огромное количество электронных блоков, автоматов, жгутов проводки, дублирующих систем. Все элементы - аналоговые и по нынешним меркам - громоздкие, поэтому любой нише под обшивкой найдено применение. Вообще с технической точки зрения самолёт (да и не только Ту-154) - это образец рационального использования пространства.
40
41
42
Кухня:
43
Упс, трубка переговорного устройства испарилась, некомплект
44
В салоне предусмотрены вот такие съемные колыбельки для младенцев:
45
46
Никаких тебе капиталистических ABCDEF - только наши, родные АБВГДЕ!
Интересно, что стюардессу в англоязычном варианте обозвали hostess - администратор, вроде как. Из любопытства заглянув на Вики, посмотрел определение:
Хостес - лицо компании, администратор. Хостес должны привлекательно выглядеть, быть учтивыми, а также в большинстве случаев овладеть одним или несколькими иностранными языками. То есть сначала - лицо компании, а потом уже "вам курицу или рыбу", не путайте!
Суровые стальные вешалки на кольцах - чтоб по салонам не летали в случае чего
47
А тем временем в кабине:
- "Земля - кабина, запуск первого двигателя"
- "Кабина, запуск первого двигателя. Зона запуска свободна, запуск разрешаю."
48
49
50
"Бэшку" не постигли чудеса модернизации, на панели нет чужеродных панелей компьютера FMC, системы предупреждения столкновений в воздухе TCAS, спутниковой навигации KLN-90, как в "Эмке", зато центральную часть занимает метеолокатор "Гроза"
51
52
53
54
Кнопка контроля ламп творит чудеса, можно увидеть всё и сразу:
55
Да, я не удержался
56
57
58
Рабочее место бортинженера. На первый взгляд - разбегаются глаза, на самом же деле все строго упорядочено и разделено на сектора.
Катастрофически сложного ничего нет, всему можно научиться. Ну и не забывайте, что Ту-154 всегда считался одним из самых сложных для освоения гражданских самолётов и требовал высокого профессионализма и слётанности экипажа.
59
60
Пульт управления двигателями. Слева - рычаги останова двигателей (РОД), справа - РУДы
61
Перед тем как покинуть уютную кабину - прогуляемся по самолёту, от хвоста до носа:
У Полтинника довольно хитрые основные стойки шасси. Амортизация осуществляется не только самой стойкой, но и амортизирующим подкосом. Под нагрузкой стойки оседают и сдвигаются назад, поэтому загруженный самолёт всегда немного "приседает" на хвост. В отличии от большинства летающих ныне типов ВС шасси убираются не "под себя", а назад по полёту в специальные гондолы, сами тележки в гондолах находятся "вверх ногами".
62
На "Эмке" внешнее колесо первой пары подруливает при развороте, уменьшая его радиус, здесь такой роскоши еще нет.
63
И в завершение, работа механизации крыла. На фото внутренние закрылки выпущены на максимально возможный угол 45 градусов, это посадочное положение.
Сверху виден винтовой подъемник закрылка.
64
Вот такой замечательный самолёт. Эпоха его неумолимо уносится в прошлое, но не будем о грустном. Хотелось бы верить, что время будет не властно над этим бортом, и он еще долгие годы будет радовать нарастающим гулом стартующих двигателей будущих специалистов гражданской авиации, укрепляя в них веру, что они выбрали правильный путь.
65
Съемка была бы невозможна без совместных усилий большого числа людей, поэтому искреннюю признательность выражаю:
- руководству аэропорта "Емельяново"
- лучшему пресс-секретарю всея Руси, Ксении Квятковской
- службе авиационной безопасности "Емельяново"
- преподавателю СибГАУ Василию Васильевичу Очкину
- студенту Факультета Гражданской авиации и Таможенного дела Руслану Сирота
Всем осилившим, да и просто долиставшим до конца - спасибо за внимание!
Комментариев: 0 Просмотров: 5514
Мечтам свойственно сбываться.
В аэропорту Емельяново есть место, неизбежно манящее любителей отечественной авиации - это Учебная Авиационно-техническая база Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) им. академика М.Ф. Решетнёва. Территория закрытая от посторонних глаз, и попасть туда никогда особой надежды не было. Однако, недавно звезды сжалились над тремя одержимыми авиафотографами. Общими усилиями пресс-службы и администрации аэропорта, а также при активном содействии ребят с Факультета гражданской авиации и таможенного дела нам удалось не только побывать в этом музее под открытым небом, но и поприсутствовать при запуске двигателей ТУ-154.
Интересно?
Сразу предупреждаю, репортаж получился большой: по плану мы заберёмся наверх ко второму двигателю, сползаем в задний техотсек по следам фильма "Экипаж", пройдемся по салонам, посмотрим запуск двигателей снаружи и внутри, а также работу механизации крыла. Будет много детализации и матчасти.
Итак, главным героем сегодня у нас будет Ту-154Б-1 RA-85165 год выпуска -1976.
1
KrasAir (AirUnion)/СибГАУ | ТУ-154Б-1 | RA-85165
От рождения это "Бэшка", доработанная до модификации Б-1.
В 80-е годы самолёт носил на борту символику Олимпийских игр в Москве.
Борт совершил свой крайний рейс в Норильск. По прилёту - встал на хранение в Емельяново, а в 2003 году был передан в УАТБ СибГАУ.
Силами студентов и преподавателей университета самолёт содержится в отличном техническом состоянии и будет готов к полёту при минимальном объеме технического обслуживания и проверок.
В рамках летней практики студенты Факультета гражданской авиации совершенствуют свои знания и навыки в работе с материальной частью самолёта, в программе практики помимо всего прочего - запуски двигателей. Запуски выполняются студентами самостоятельно, под руководством преподавательского состава.
С чего начинается общение с самолётам? Правильно, с расчехления двигателей. Силовые установки на Ту-154 расположены высоко, простой стремянкой не обойдёшься. Чтобы добраться до воздухозаборника второго двигателя применяется вот такая сложносочинённая стремянка с гидроприводом, именуемая в обиходе "гусь".
2
3
Поверх Красного знамени когда-то был нанесён, а позже смыт Триколор
4
А поверх эмблемы Аэрофлота был наклеен логотип KrasAir
5
Чехлы сняты
6
Самолёт заземлён
7
Внешнее питание подключено
8
9
Не забываем, что перед нами самолёт модификации Б-1 с более старыми и прожорливыми двигателями НК-8-2У.
Тяга одного двигателя на взлетном режиме - около 10,5 тонн
10
Турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8-2У
Здесь нет привычных глазу створок реверса, как на Ту-154М с двигателями Д-30-КУ-154, зато есть вот такое реверсивное устройство. Реактивная струя при торможении направляется под 45 градусов вверх и вниз по ходу движения самолёта.
Аналогичную картину можно увидеть на Ил-62 с той лишь поправкой, что там стоят НК-8-4 с бОльшей тягой
11
Пока гусь на месте - ползём наверх!
Вид сверху - он конечно всегда лучше
12
Но прежде всего это уникальная возможность заглянуть в тоннель второго двигателя.
13
14
15
16
С любого ракурса Полтинник удивительно изящен
17
18
19
В мотогондолах тем временем идут последние проверки:
20
Пока есть немного времени - заглянем в хвостовой технический отсек, там много интересного:
21
Это огнетушители системы пожаротушения двигателей: 6 баллонов, или 2 очереди на каждый двигатель. Очереди разряжаются бортинженером с пульта. Есть еще первая очередь, срабатывающая в автоматическом режиме, эти огнетушители расположены в другом месте.
22
Повторюсь, борт в отличном техническом состоянии, так что и система пожаротушения здесь не для "наглядного пособия", а заряжена и содержится в боевой готовности, чтобы в случае чего за секунды сбить в двигателе разбушевавшееся пламя
23
Здесь же под полом спрятались аккумуляторы
24
Из багажника наверх, ко второму двигателю ведет люк. Локация небезызвестная: помните как в "Экипаже" бортинженер Игорь Скворцов предлагает "прорубить гермошпангоут, выйти в хвостовой отсек, попасть в канал воздухозаборника и через него добраться до трещины и попытаться вернуть на место задравшуюся обшивку"?
Гермошпангоут мы рубить не будем, но в остальном же маршрут к спасению самолёта можно оценить.
25
В отсеке - многочисленные электронные блоки и автоматы защиты. Сверху - канал второго двигателя и тот самый, ставший легендарным благодаря первому советскому фильму-катастрофе люк канала воздухозаборника. Его можно увидеть и на 13 фото, стоит только присмотреться
26
На деле миссия, конечно, практически невыполнима, ибо не только набегающий поток воздуха и холод, но и весьма скромный размер лаза, а также вращающиеся с чудовищной скоростью лопатки компрессора двигателя не оставили бы герою никаких шансов.
27
За спиной - многочисленные гидромагистрали и жгуты электропроводки. Тросы-тяги через систему блоков уходят от РУДов прямо в двигатели.
28
Матчасть конечно дело интереснейшее, но ребята уже готовятся к запуску, так что заглянем в кабину:
29
Практика проходит под чутким руководством преподавателя Василия Васильевича Очкина: во многом именно благодаря ему съемка стала возможной. Спасибо!
А еще очень приятно было наблюдать за работой настоящего Профессионала, знающего и любящего самолёт, и, что немаловажно, умеющего показать своим примером и научить новое поколение грамотных авиационных инженеров.
30
В кабине начинается подготовка к холодной прокрутке двигателей. Объективный контроль никто не отменял, поэтому обновляем данные на индикаторе текущего времени ИТВ и пульте бортового параметрического самописца МСРП-64. Никакой бутафории и работы "для галочки", переговоры и параметры работы оборудования исправно пишутся на магнитную ленту.
31
Контроль исправности системы пожаротушения двигателей
32
Беспрестанно крутятся галетники, выбирая группы датчиков для проверки, щелкаются тумблеры, загораются и гаснут табло. Работа на Ту-154 всегда немного похожа на магию. Ни на одной иномарке нет такого внушительного алгоритма проверки систем.
А вы смогли бы запустить движки на Туполе? Ребята вот - могут.
33
Ожидали увидеть большую красную кнопку ЗАПУСК?
Как бы не так, это самолёт, а не пусковая установка.
Результирующая кнопка, которая и дает команду стартеру скромно притаилась под дверцей на соответствующей панели.
В данном случае все готово к холодной прокрутке третьего двигателя:
34
Увидеть "живой" пульт бортинженера - теперь из обыденности это становится настоящей удачей
35
Пока ребята готовятся - заглянем в салон
Первый пассажирский салон во вполне себе достойном состоянии
36
37
А вот второй салон - пуст.
Багажные полки в "Бэшке" еще открытые ,как в автобусе. А вот в "Эмке" их закрыли дверцами, как это сделано в большинстве самолётов. Оно, и эстетичнее и безопаснее, конечно.
38
Через люк на полу из второго салона можно попасть во второй же багажный отсек.
Под полом - топливопроводы от расходного бака к двигателям.
39
В самом хвосте, у туалета обнаружились панели с автоматами защиты сети.
Перед конструкторами стояла задача уместить в самолёте огромное количество электронных блоков, автоматов, жгутов проводки, дублирующих систем. Все элементы - аналоговые и по нынешним меркам - громоздкие, поэтому любой нише под обшивкой найдено применение. Вообще с технической точки зрения самолёт (да и не только Ту-154) - это образец рационального использования пространства.
40
41
42
Кухня:
43
Упс, трубка переговорного устройства испарилась, некомплект
44
В салоне предусмотрены вот такие съемные колыбельки для младенцев:
45
46
Никаких тебе капиталистических ABCDEF - только наши, родные АБВГДЕ!
Интересно, что стюардессу в англоязычном варианте обозвали hostess - администратор, вроде как. Из любопытства заглянув на Вики, посмотрел определение:
Хостес - лицо компании, администратор. Хостес должны привлекательно выглядеть, быть учтивыми, а также в большинстве случаев овладеть одним или несколькими иностранными языками. То есть сначала - лицо компании, а потом уже "вам курицу или рыбу", не путайте!
Суровые стальные вешалки на кольцах - чтоб по салонам не летали в случае чего
47
А тем временем в кабине:
- "Земля - кабина, запуск первого двигателя"
- "Кабина, запуск первого двигателя. Зона запуска свободна, запуск разрешаю."
48
49
50
"Бэшку" не постигли чудеса модернизации, на панели нет чужеродных панелей компьютера FMC, системы предупреждения столкновений в воздухе TCAS, спутниковой навигации KLN-90, как в "Эмке", зато центральную часть занимает метеолокатор "Гроза"
51
52
53
54
Кнопка контроля ламп творит чудеса, можно увидеть всё и сразу:
55
Да, я не удержался
56
57
58
Рабочее место бортинженера. На первый взгляд - разбегаются глаза, на самом же деле все строго упорядочено и разделено на сектора.
Катастрофически сложного ничего нет, всему можно научиться. Ну и не забывайте, что Ту-154 всегда считался одним из самых сложных для освоения гражданских самолётов и требовал высокого профессионализма и слётанности экипажа.
59
60
Пульт управления двигателями. Слева - рычаги останова двигателей (РОД), справа - РУДы
61
Перед тем как покинуть уютную кабину - прогуляемся по самолёту, от хвоста до носа:
У Полтинника довольно хитрые основные стойки шасси. Амортизация осуществляется не только самой стойкой, но и амортизирующим подкосом. Под нагрузкой стойки оседают и сдвигаются назад, поэтому загруженный самолёт всегда немного "приседает" на хвост. В отличии от большинства летающих ныне типов ВС шасси убираются не "под себя", а назад по полёту в специальные гондолы, сами тележки в гондолах находятся "вверх ногами".
62
На "Эмке" внешнее колесо первой пары подруливает при развороте, уменьшая его радиус, здесь такой роскоши еще нет.
63
И в завершение, работа механизации крыла. На фото внутренние закрылки выпущены на максимально возможный угол 45 градусов, это посадочное положение.
Сверху виден винтовой подъемник закрылка.
64
Вот такой замечательный самолёт. Эпоха его неумолимо уносится в прошлое, но не будем о грустном. Хотелось бы верить, что время будет не властно над этим бортом, и он еще долгие годы будет радовать нарастающим гулом стартующих двигателей будущих специалистов гражданской авиации, укрепляя в них веру, что они выбрали правильный путь.
65
Съемка была бы невозможна без совместных усилий большого числа людей, поэтому искреннюю признательность выражаю:
- руководству аэропорта "Емельяново"
- лучшему пресс-секретарю всея Руси, Ксении Квятковской
- службе авиационной безопасности "Емельяново"
- преподавателю СибГАУ Василию Васильевичу Очкину
- студенту Факультета Гражданской авиации и Таможенного дела Руслану Сирота
Всем осилившим, да и просто долиставшим до конца - спасибо за внимание!
Поделись:
Комментариев: 0 Просмотров: 5514
Похожие новости:
Информация |
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости. |