Сайт для детей старше 16 лет
ПОИСК ПО САЙТУ
Логин:       |  РЕГИСТРАЦИЯ  |  Забыли пароль?
АКТИВНЫЕ ТЕМЫ:

Тема Дата Ответил
#ШАГОЛ 4 марта 2018 00:42 Гравилётчик
Проба мануальной оптики... 27 февраля 2018 09:37 hohtk2
#МОСКВА и аэродромы МВЗ 27 февраля 2018 03:27 Гравилётчик
#БАЛАНДИНО 25 февраля 2018 22:16 AeroEnot
Фотооффтопики 23 февраля 2018 16:14 Egor
#УЛЬЯНОВСК 5 февраля 2018 11:53 ilius
Культ шасси: наши на перроне
ОБЗОРЫ, ФОТООТЧЕТЫ Dushlik 17 января 2015
alt

Продолжаем погружение в увлекательный мир пневматиков, тяг и подкосов. В прошлый раз мы в подробностях рассмотрели матчасть Эрбасов и Боингов, а сегодня я предлагаю ознакомиться, чем опираются на аэродромный бетон творения отечественных авиазаводов.

Начнем с самолёта, при виде которого у большинства увлечённых авиацией начинается тремор, неконтроллируемые слюно- и потоотделение, а у споттеров еще и желание снимать серией без остановки.
Это, разумеется, классика отечественного авиастроения - Ту-154

1
alt
ПО "Космос" | Ту-154М | RA-85777

Шасси нам продемонстрирует Ту-154Б RA-85165, стоящий ныне на учебной базе СибГАУ в "Емельяново" (подробнее борт можно посмотреть здесь)
У "Полтинника" довольно хитрые основные стойки шасси. Амортизация осуществляется не только самой стойкой, но и амортизирующим подкосом. Под нагрузкой стойки оседают и сдвигаются назад, поэтому загруженный самолёт всегда немного "приседает" на хвост. В отличии от большинства летающих ныне типов ВС шасси здесь убираются не в фюзеляж, а назад по полёту в специальные гондолы, сами тележки в гондолах находятся "вверх ногами".

2
alt

На "Эмке" (Ту-154М) передняя пара колёс подруливает при развороте, уменьшая его радиус. Здесь такой роскоши еще нет.

3
alt

Выпуск всех стоек осуществляется против воздушного потока, приводы выпуска, уборки, тормозов и разворота — гидравлические.

4
alt

Носовая стойка поворотная, на модификации до Ту-154Б-1 включительно управляется только педалями пилотов, с модификации Ту-154Б-2 в рулёжном режиме управляется рукояткой на левом пульте капитана

5
alt

Шасси громогласного красавца Ту-134 посмотрим на примере борта RA-65052 "КатэкАвиа" - завсегдатая в "Емельяново"

6
alt
КатэкАвиа |  Ту-134А-3 | RA-65052

Основные стойки "Свистка" четырёхколёсные, и аналогично Ту-154 убираются назад по полёту в гондолы, с одновременным переворотом тележки и установкой её вдоль стойки. Это излюбленная компоновка КБ Туполева, применённая впервые в мире еще на бомбардировщике Ту-16 (посмотреть немного ретро-фоток Ту-16го можно у меня вот тут).

7
alt

8
alt

Интересно, что по мере увеличения нагрузки на основные шасси наклон стоек увеличивается, практически увеличивая базу шасси самолёта на величину до 20 см, что вызывает перемещение самолета. Поэтому на Ту-134 и других туполевских машинах нельзя ставить колодки под переднюю стойку

9
alt

Третьим представителем семейства Туполевых выступит Ту-204.
Хороший самолёт с не самой простой судьбой. Сейчас в небе России его можно увидеть, наверное, только в ливреях Red Wings и СЛО. Ну и грузовиков еще пара..
На снимках запечетлён борт "Владивосток-Авиа" незадолго до слияния с "дочкой" Аэрофлота - ак "Аврора". Тогда 204-е еще летали в Красноярск.

10
alt

На Ту-204 применена более привычная для современных самолётов схема трёхопорного шасси, когда основные опоры убираются поперёк потока в ниши фюзеляжа. Стойки визуально схожи с опорами Эрбаса, с той поправкой что на Туполеве четырехколёсная тележка (на Эрбасе два колеса на единой оси)

11
alt

12
alt

У шин носовой стойки солидный износ

13
alt

Переходим к творениям других конструкторских бюро.
Не так много авиакомпаний сейчас эксплуатируют Як-42, одна из них - ГП КК "КрасАвиа"

14
alt
КрасАвиа  | Як-42Д | RA-42359

Шасси самолёта трёхопорное, с выпуском передней опоры по потоку и основных опор поперёк потока в стороны

15
alt

16
alt

Шины основных опор Яковлева унифицированы с пневматиками Ту-154, резина взаимозаменяема

17
alt

Единственный представитель турбовинтовых на сегодняшней экскурсии - Ан-24
К слову, шасси Ан-24 и Ан-26 чрезвычайно похожи и визуально различаются только более крупными пневматиками основных стоек (на Ан-26), и видоизмененными створками шасси

18
alt

Носовая стойка на самолётах этих типов выполнена по рычажной схеме. Нагрузка от пневматиков на шток амортизатора передаётся через дополнительный элемент - рычаг

19
alt

Такая стойка может компенсировать не только вертикальные, но и передние удары, поэтому подобная конструкция - характерный признак самолётов, способных работать с грутового аэродрома

20
alt

Амортстойки основных опор шасси установлены в гондолах двигателей и в полете убираются в специальные отсеки. На каждой амортстойке установлены на общей неподвижной оси два колеса с пневматиками низкого давления и дисковыми тормозами

21
alt

22
alt

Цвет тоже имеет значение. В отечественной авиатехнике в зелёный цвет окрашиваются барабаны колёс, изготовленные из сплавов на основе магния.

23
alt

Все три опоры убираются "против полёта", таким образом в случае отказа матчасти перед посадкой набегающий поток воздуха становится союзником экипажа и поможет стойкам выйти из своих ниш.

24
alt

Транспортную авиацию представляет трудяга ИЛ-76 - один из самых распространенных в мире тяжелых военно-транспортных самолётов

25
alt
224 ЛО | Ил-76МД | RA-76686

26
alt
ВВС России | Ил-76МД | RA-76772

Крупных планов самолёта "на крыле" к сожалению не нашлось, зато есть несколько снимков ИЛ-76Т ЕК-76463 с площадки учебной базы СибГАУ.
На передней опоре 76-го - четыре пневматика. Сама стойка выполнена по всё той же рычажной схеме, аналогично Ан-2426. Опора поворачивается на угол до 50 градусов для обеспечения разворота самолета на полосе шириной 40 м.

27
alt

На Ил-76 применены четыре основные опоры, на каждой опоре по четыре пневматика на общей оси. Такое расположение колес позволило значительно улучшить проходимость самолета по грунту.

28
alt

У Ил-76 очень интересная кинематика уборки основных опор: стойки убираются в ниши под пол грузовой кабины, тележки при этом разворачиваются на 90 градусов вокруг оси стойки. Для лучшего понимания процесса рекомендую посмотреть видео:



Створки обтекателей шасси открываются только при выпуске или уборке, после полного выхода стоек ниши вновь закрываются. Это исключает попадание в отсеки воды, снега и грязи при движении самолета по аэродрому, что особенно важно при эксплуатации самолета на грунтовом аэродроме.

29
alt

Ан-124 - знаменитый "Руслан". Крупнейший из серийных и наиболее узнаваемый в мире тяжелый дальний транспортный самолет.

30
alt

"Руслан" уникален во многих аспектах, заслуживает внимания и  его внушительное 24-колёсное шасси.

31
alt

Передняя опора состоит сразу из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на ВПП шириной до 50 метров с использованием асимметрии тяги двигателей.

32
alt

Шасси высокой проходимости позволяет не только использовать самолёт с грунтовых взлётно-посадочных полос, но и изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, на каждой по два колеса.

33
alt

Далее на очереди у нас Ил-62 - флагман советского "Аэрофлота".
Самолёт внушительных размеров: база шасси - почти 25 метров, колея 6,8 метра. Для разворота ему необходима полоса шириной 60 метров.

34
alt

Особенностью 62-го является расположение основных опор шасси относительно центра масс самолета.
Традиционно основные опоры расположены позади центра масс, при этом исключается возможность опрокидывания самолета на хвост. На Ил-62 основные опоры шасси расположены так, что все возможные положения центра масс для загруженного самолета расположены впереди основных опор, и только для незагруженного - сзади

35
alt

36
alt

Для предотвращения опрокидывания пустого самолета на хвост и создания нагрузки на переднюю опору при рулении и стоянке в хвостовой части фюзеляжа установлена специальная опора. При взлете, посадке и в полете хвостовая опора находится в убранном положении, при этом её колеса выступают за габариты фюзеляжа, предохраняя фюзеляж от возможного касания о землю при посадке самолета с углами, близкими к максимальному посадочному.

37
alt

Нашелся даже кадр тележки Ил-18. Борт НПП "МИР" прилетал в Емельяново в августе 2011 года и любезно согласился показаться зрителям на Дне воздушного флота.
Красные маркеры-свидетели призваны рассказать тех. персоналу не прокрутилась ли шина на барабане.

38
alt

Знакомство с матчастью отечественных крылатых машин завершим далеко нетривиальным самолётом: на сцене сверхзвуковой всепогодный истребитель перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31БМ

39
alt

40
alt

Основные опоры шасси МиГа имеют необычную схему: колёса расположены тандемом, переднее колесо на каждой тележке сдвинуто внутрь от продольной оси, а заднее - наружу. Такая конфигурация улучшает проходимость на грунтовых и ледовых аэродромах, поскольку каждое колесо имеет свою линию пути, а не торит колею.

41
alt

42
alt

Створки ниш основных стоек МиГа используются в полёте в качестве отклоняемых на угол 44° тормозных щитков общей площадью 1.39 м. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.

43
alt

Кинематика уборкивыпуска шасси на МиГе непростая и в чем-то похожа на всё тот же Ту-154. Тележки также запракидываются "вверх ногами" и ложатся в ниши параллельно стойкам, но уборка всей опоры происходит вперёд, то есть против направления полёта

44
alt

На этом экскурсии конец.
Спасибо за внимание!
Оригинал взят у kirill_kvs
Поделись:
Оцени:
Нравится ( + )
+3
Не нравится ( - )

Комментариев: 0 Просмотров: 3440




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости.